Елена Бегунова, психолог, Директор ЧУП «Центр РОСТ»

Вот и начинает желтеть листва на деревьях, красавицы астры радуют глаз в букетах, а наши малыши отправляются первый раз в школу. Это новый этап в жизни и детей, и родителей. От чего же зависит успешное вхождение в школьную жизнь?

Давайте по- порядку. Конечно, же появление в семье ребёнка- первоклассника ведёт к перестройке жизни семьи в целом. Почему? Потому что первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Но, ведь, возразят некоторые, ребёнок и раньше ходил в детский сад, на развивающие занятия, да и стал он намного старше. Да, это так. Но в первую очередь ученик-это новая социальная роль.

Задача окружающих взрослых способствовать её принятию. Это положительное отношение к школе, учебной деятельности, к процессу учебы и себя в нем. Надо ли объяснять, что от того, как пройдёт этот этап зависят все последующие. Отношение формируется не за день и не за два. Очень важно развить положительную школьную мотивацию, то есть рассказать ребенку о том, зачем нужна учеба, объяснить на доступном уровне, почему нужно учиться и показать, чем его родителям помогла учеба. Донести мысль, что главная цель похода в школу — это не красивые школьные принадлежности и не поиск новых друзей, а приобретение знаний. Можно рассказать о своей школьной жизни, причем не один раз, а периодически проводить такие беседы. Показать свои школьные фотографии и сосредоточиться на позитивных моментах.

Следует сформировать адекватное представление о школе, с условием, что там могут быть и положительные, и отрицательные строны, настраивать ребенка на успех и не пугать возможными неудачами. Естественно, нужно поддерживать самоценность ребенка, развивать уверенность в себе и в своих силах. Прежде всего, принимая ребенка безусловно, не за оценки и работу.

Наш ученик вроде уже повзрослел, но все равно это ребёнок. Ему все также нравится играть. Так давайте поиграем! Например, после первого звонка сделаем галерею фотографий и расскажем друзьям и знакомым, как прошёл этот знаменательный день. Ребёнку подарим ученический значок и посвятим его в ученики. Это внешние атрибуты, которые способствуют положительному настрою. То есть роль ученика-это событие.

Хороши совместно написанные с ребёнком сказки и игры, например, с названием «Школьная жизнь», где в сказочной форме ребёнок будет рассказывать о разных событиях, делиться трудностями и переживаниями, а вместе с героями будет искать выход из трудных ситуаций. Замечателен «Дневник наблюдений», который также выполняет функцию проработки состояний и рассказа о времени в школе и после неё. Важен Ваш искренний интерес к жизни вашего ребёнка.

Приучайте ребенка к самостоятельности и организованности. Очень важно, чтобы у ребенка появились «взрослые» домашние обязанности: заправить кровать, убрать со стола, почистить обувь -ведь он уже стал старше, он ученик. Ну, и конечно, это сама школьная жизнь: уроки в школе и дома, общение со сверстниками, учителем, родителями. Мы уже говорили с вами о том, что это изменения и в жизни родителей.

Первое, ребёнка необходимо отвести в школу, к началу занятий. Время звонка- четкое время. Когда ребёнок был в детском саду, его можно было привести и к завтраку, или ещё попозже, то есть период приёма был достаточно гибким.

Важный момент- наличие в школе группы продлённого дня. Во многих школах Минска продлёнка-это сборная группа из школьников нескольких классов. Работают в них педагоги группы продлённого дня, а не классный педагог. В силу того, что группа сборная зачастую в ней большое количество детей. Что такое большой численный состав-это большая усталость. Следовательно, выполнять продлёнка будет в большей степени функцию присмотра. Соответственно, уроки и прогулки- это после того, как заберете ребёнка домой. Поэтому узнайте заранее, какую из них в действительности вы увидите. Вроде группа продленного дня и нужна, но взвесьте все «за» и «против». В некоторых школах города, таких групп нет вообще, и тогда встаёт вопрос: кто будет забирать ребёнка, кормить, поможет организовать отдых и сделать уроки. Решение этого вопроса внесёт коррективы в семейный уклад.

Двигаемся дальше- приход ребёнка домой. Важно, чтобы периоды учебной деятельности и отдыха чередовали друг друга. Замечательный помощник- режим дня. Когда ребёнок, да и родитель знает, что в какое время делать, то это снимает много вопросов. Важно составить режим, учитывая периоды активности ВАШЕГО ребёнка. Для этого достаточно несколько дней понаблюдать за ребёнком. В вашем семейном расписании должно быть время и для тихого общения и бурных спортивных прогулок.

Питание в школе, несколько отличается от того, что было в детском саду. Так называемые «вторые завтраки» в большинстве школ носят обязательный характер. Постройтесь узнать, что входит в школьное меню, внесите составляющие рациона в домашнее питание. Если есть проблемы с аппетитом, особенно утром- поговорите об этом с педагогом. А то, что не добирает ребёнок в школе, можно пополнить дома. Питание должно быть сбалансированным, богатым витаминами и микроэлементами.

На что ещё необходимо обратить внимание? На эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Ведь это показатель того, как ребёнок проходит адаптацию. Успешность прохождения зависит от ряда факторов.

Психологическая готовность.

Прежде всего, это интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.

Это интеллектуальная готовность, которая предполагает определенный запас знаний, уровень умственного развития и развития познавательных процессов, соответствующих возрасту ребенка.

Социально-психологическая или коммуникативная готовность: умение и желание ребенка общаться, подчиняться определенному режиму и понимание школьной ситуации. Умение подчиняться правилам, с которыми он столкнется.

Эмоционально- волевая готовность — умение управлять своими эмоциями и поведением.

Помним, что именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2–3 недели обучения. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации — неустойчивое или первое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Существуют факторы риска протекания адаптационных процессов. К ним относятся и заболевания матери в течение беременности её психологическое состояние, особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.

Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят, несмотря на все школьные трудности.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ:

  1. Активно и заинтересованно выслушивать рассказы ребенка о его переживаниях, потребностях. Чаще бывать с ребенком. Не вмешиваться в те занятия, с которыми ребенок справляется сам. Поддерживать его каждый успех, делитесь своими чувствами и учите этому ребёнка. Доверяйте своему ребенку.
  2. В повседневном общении желательно чаще использовать ласковые, приветливые слова. Обнимайте малыша не менее четырех раз в день. Часто родители считают, что если ребенок пошел в школу, то он стал взрослым. Но ребенку в любом возрасте требуется понимание и поддержка.
  3. Важно обеспечить ребенку атмосферу любви, взаимопомощи и взаимопонимания. Часто родители из-за каких-то своих педагогических соображений не проявляют любовь к ребенку. Но проявление любви в любом возрасте полезно,  в этом — просто необходимо.
  4. Родителям нужно набраться терпения и быть готовым к сложностям. Понятно, что каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет учиться хорошо, будет лидером, отличником. И первые неуспехи детей разочаровывают родителей, обесценивают статус ребенка в их глазах, и они сразу об этом говорят своему ребенку, что очень сильно подрывает его самооценку.
  5. Вера родителям и в родителей. Важно осознать, что трудности будут, и все с ними столкнутся, просто нужно, чтобы ребенок знал — родители всегда помогут и, несмотря на то, отличник он или двоечник, они его будут любить. Также нужно радоваться каждой минуте, проведенной с ребенком.

О сформированной «внутренней позиции школьника» можно говорить тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. К тому же, как мы уже говорили- это новый этап жизни, новая ступенька развития. Поднимайтесь на неё максимально эффективно, используя этот этап для дальнейшего развития.

Рекомендуемые статьи