Елена Бегунова, психолог, директор ЧУП «Центр РОСТ»

Каждый родитель хочет самого лучшего для своего ребёнка. Сейчас уже очень много родителей, которые понимают, что главное это не только накормить, напоить, купить фрукты и соки, купить самую красивую коляску и платье для своего ребёнка. Самое важное, что могут дать родители, это любовь, общение и развитие. И с этой базой, которая будет заложена у ребёнка, он пойдет во взрослую жизнь.

На современном этапе развития научных знаний получила подтверждение идея о ценности первых лет жизни, как фундамента формирования и развития личности. В первый год жизни центральная нервная система развивается с фантастической быстротой, к семи годам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повториться. И от того, сколько и какой ” пищи» для развития будут давать родители в этом возрасте, зависит интенсивность накопления объём, а и массы мозга конкретного ребёнка. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития малыша.

Так, что же, а главное как, делать для того, что бы наши малыши развивались? Сегодня мы поговорим про совсем маленьких деток, которым от 6 месяцев до годика. Рассмотрим особенности возраста и то, как и с помощью чего, можно развивать таких малышей.

Самое главное, что необходимо понимать, это то, что общение с ребёнком, игры и упражнения должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребёнка. А в чем же состоят эти закономерности и особенности? А в том, что мир маленького ребёнка – это мир его контакта с родителями, бабушками, дедушками, педагогами, с родителями таких же малышей и просто с окружающими взрослыми.

Благодаря сотрудничеству, со взрослыми ребенок знакомится с предметами и их свойствами, становится неутомимым испытателем, который познаёт мир вокруг. Всю информацию окружающего мира малыш получает через органы чувств: он трогает предметы, и разные поверхности, ползает и смотрит на предметы, видит, что они разного цвета и величины и формы. А предметы вокруг могут быть большими и маленькими и круглыми и овальными, а ещё и могут звучать по-разному, а если понюхать их носиком- они пахнут, а если попробовать, то что-то кислое, а что-то солёное, что-то- ОЙ-горькое, а что-то сладкое! Сколько всего интересного и необычного! Ведь движение, познание мира вокруг и — деятельность естественное состояние малыша. Именно эти компоненты являются необходимыми условиями, благодаря которым происходит развитие ребёнка.

Что происходит в этом возрасте? Малышей с 6 месячного возраста взрослые начинают учить понимать слова, обозначающие предмет, показывают, что можно с этими предметами делать. Поскольку для этого возраста характерна предметно – манипулятивная деятельность (периодизация Д. Б. Эльконина) Например: Это кукла, мы её покачаем- а- а-а, а это зайчик, он может прыгать: прыг-прыг, а это молоточек, мы можем постучать: тук-тук. Важно научить ребёнка прислушиваться к речи, к звукам, которые издают предметы. А так же протяжно интонировать слова, петь, использовать шумовые и музыкальные игрушки и инструменты. В процессе такого общения взрослого и малыша появляются певучие гласные звуки: «а-а-», «у-у», ау-ау», «вуа-вуа», гуление, лепет.

Что происходит, когда мы показываем ребёнку, как прыгает мячик или гремит погремушка? Происходит овладение так называемыми орудийными действиями- это важный момент, связанный с развитием мышления. Далее необходимо, побуждать ребёнка подражать. Как? Достаточно просто, например, произнося звук – замолкать, давая возможность ребёнку откликнуться, совершая действие -повторить. Разговаривая с малышом, важно, что бы, он видел лицо говорящего, его артикуляцию.

В этом возрасте деткам предлагаются уже достаточное количество игрушек, которые можно привязать цветными резиночками, ленточками Их они уже любят выбрасывать из их кроватки и учатся сами их поднимать. То есть малышу уже мало пространства его кроватки или коляски, манежа. Ему хочется расширять эти границы. Малыш хочет, двигаться, держась за мамочкины руки или за края манежа, кроватки. Детки этого возраста учатся подпрыгивать, приседать, а потом и ходить. По мнению известного психолога Л. С. Выготского, развитие ребёнка происходит в его активном, тесном и разнообразном общении с предметами и социальным миром. То есть основная задача взрослых- создавать условия для накопления представлений о многообразии мира вокруг. Игр, игрушек и упражнений для развития малышей этого возраста достаточно много, они просты и разнообразны. Я приведу Вам примеры, которые помогут Вам сориентироваться. Способы взаимодействия малыша с окружающим миом формируются в определённой последовательности:

От полугода до 9–10 месяцев

  • При овладении горизонтальным пространством формирование взаимодействия с игрушками, предметами, находящимися на разном расстоянии. Включение различных групп мышц для достижения результата (подползание к игрушкам, подтягивание их за шнур, ленту и т. д.)
  • Манипулирование предметами разной формы, величины, фактуры, цвета в вертикальном пространстве: стимулирование вставания к игрушкам, находящимся выше зоне досягаемости; сбрасывания их сверху вниз.

От 9–10 месяцев до года

  • Ощупывание, сжимание, постукивание — активное включение мелких движений руки при исследовании фактуры и динамики предметов — откатывать мяч, шар; сжимать и разжимать резиновые игрушки, постукивать металлическими и деревянными предметами и т. д.;
  • Активное включение сенсорной памяти в ходе запоминания места нахождения предметов при складывании в емкости и доставании мелких игрушек. Например, игра ” Какая игрушка спряталась?»
  • Соотнесение деталей игрушек, предметов при снимании и надевании колец на стержень, проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия коробкой

Примерный набор игрушек

Для детей 6–9 месяцев:

  • Куклы-неваляшки и другие красочные, но простые по форме куклы размером 10–20 см из пластмассы, резины, ткани.
  • Игрушечные чашки, миски разного размера и цвета, формы диаметром 7–12 см для вкладывания мелких предметов не менее 3–4 см в диаметре из полиэтилена, дерева или иного безопасного материала.
  • Детская посуда высотой около 20 см с легко открывающимися крышками: кастрюля, бидон и т. д.
  • Разъёмные игрушки: яйца, грибы и п р.;
  • Сюжетно- транспортные игрушки: машины простой формы размером около 15 см, пластмассовые каталки.;
  • Заводные игрушки: часы-кукушка, танцующий мишка, лающая собачка и пр.;
  • Дидактические и развивающие игрушки: с подвижными деталями, разного цвета, разной формы (выступы, углубления и пр.) разной фактуры, шарики лёгкие деревянных разных размеров, кольца дял снятия и надевания на дугу, кегли, шарики, мячи для бросания и т. д.;

Для детей 9–12 месяцев:

  • Куклы-неваляшки и другие красочные, но простые по форме куклы размером 10–20 см
  • Крупные (высотой около 40 см) куклы, изображающие детей в красочной одежде, для показа детям (могут быть озвученными и заводными).
  • Куклы из мягких материалов (ткани, пластмассы, резины) размером 10–12 см, у которых есть основные, понятные ребёнку особенности облика человека- крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги (для самостоятельной игры детей)
  • Животные и птицы, сделанные из мягких материалов (мягко-набивные, пластмассовые, резиновые), передающие главные черты облика, могут быть заводными и издающими характерные звуки (негромкие, но выразительные)
  • Игрушки из папье-маше для показа в процессе игр- занятий (петушок, коровка, птичка).
  • Сюжетно- транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины простой формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки.
  • Игрушки, изображающие некоторые предметы быта и культуры: тарелки диаметром 7–10 см, чашки по размеру руки ребёнка, лоскуты разной ткани размером 40 на 40, 50 на 50 см.
  • Дидактические и другие игрушки: шарики разных размеров (лёгкие, деревянные и полиэтиленовые, тканевые),
  • Матрёшки одноместные, разные вкладыши, мячи (большие, маленькие)
  • Строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и пр.)

Игры и упражнения

1. Игра-упражнение «Потягушки».

Упражняет выбирать названный педагогом (мамой) предмет из 2–3 предложенных

Потягушки- потягушки! Потянись-ка за игрушкой! Потягушки- потягушки! Потянись-ка…. (говорим название игрушки) за игрушкой!

2. Игра-упражнение «Моё тело»

Знакомит с названием частей тела, упражняет показывать (у себя, взрослого)

«Мур-мур-мур»- мурлычит котик,- Погладим девочке животик, Погладим ладошкой Животик немножко.

Потрём нашей внучке Маленькие ручки, Плечики и шейку: «Внучка, не болей-ка!»

Дочке Иринке Мы погладим спинку, Потрём нашей крошке Маленькие ножки. Станет доченьке теплей, Станут глазки веселей

3. Игра-упражнение «Повторяй за мной»

Развивает крупную моторику, упражняет выполнять действия по просьбе показу взрослого

Пойдём по дорожке, Потопаем ножкой, А потом немножко Похлопаем в ладошки!

Наклонять головки научим мы ребят! Головки наклоните Вперёд, теперь назад.

4. Игры и упражнения во время купания

Мы помоем дочке, розовые щёчки, Очень нежно с лаской- вымоем ей глазки. Дочке-голубке мы помоем губки, А потом и носик- озорной курносик. Дочке личико помыли, ничего мы не забыли!

Анечка, голубка! Вот тебе губка, Воды не жалей-ка, Помоем губкой шейку!

5. Подвижные игры и упражнения.

Развивают крупную моторику, координацию движений, побуждают действовать по инструкции взрослого, развивают память внимание.

Рекомендуем произнося текст, показывать движения

Большие ноги шли по дороге То-оп, то-о-оп, то-оп. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Побуждать выполнять движения в такт потешке.

Попляши, попляши, Твои ножки хороши, Ещё нос сучком, голова пучком.

6. Колыбельные:

Люли, люли, люли… Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели на кровать, Стали ворковать, Тихо Машу усыплять. — Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай. Ночь пришла… Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Уж, поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, засыпай.

Смотрите также