Елена Бегунова, психолог, директор ЧУП «Центр РОСТ»

Продолжим наш обзор  методик развития детей. Сегодня, мы поговорим  о методике “Погружающей среды” Марии Монтессори

Мария Монтессори, жила и работала в Италии, почти столетие назад, в  19 веке. Она была психологом, педагогом и врачом. В подходе Марии Монтессори три основных компонента: РЕБЁНОК, окружающая среда и руководитель.

Итак,  РЕБЁНОК. Мария Монтессори считала, что  дети – уникальны. Они развиваются по своим законам и отличаются  от взрослых.   А развитие ребёнка – это его собственное движение к созданию своей уникальности. Ребёнок рождается с огромным желанием познавать мир вокруг, ему всё интересно! Почему вода мокрая? Куда бежит ручеёк? Как звучит колокольчик? Чем пахнет  трава?  Ребёнок любознателен и любопытен. И в каждом ребёнке от природы заложены огромные возможности.

Мария Монтессори считала, что у ребёнка до трёх лет происходит естественное  познание окружающего мира. Малыш самостоятельно изучает окружающую его среду. Ребёнку  при этом не требуется никаких усилий. В этом ему помогают его органы чувств, поэтому большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков ребёнка. Ребенок почти всему обучается только через собственное действиеПричём у маленького ребенка есть периоды, когда его собственные действия  будут наиболее успешными. Такие периоды называются сенситивными.  Сенситивные  периоды  есть у всех деток, не зависимо от того, где они живут и  к какой вере принадлежат. В жизни ребенка сенситивные периоды начинаются  у каждого в своё время,   имеют свою продолжительность и их нельзя вернуть.

Что это значит? Это значит, что, следуя знаниям об этих периодах очень важно помочь ребёнку  овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.  Что это за периоды?

0-6 лет Период познания  окружающего мира, развития речи;
0-5.5 лет Период сенсорного развития;
1.5-2.5 лет Период восприятия маленьких предметов;
1-4 лет  Период развития движений  и действий;
2.5-6 лет  Период социальных навыков;
 0-4 лет  Период порядка. Ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде;
 0-3 лет  Период познания эмоциональных реакций взрослых на события, происходящие в окружающем мире;
 3-6 лет  Период построение самого себя. Период речевого, сенсорного, социального, двигательного развития;
 6-12 лет  Период осмысленного образа мира, образа себя самого как человека и образа своего места в этом мире;
 12-18 лет  Период поиска  своего места в обществе;

Руководитель. Мария Монтессори предпочитала использовать термин  « руководитель» вместо « учитель», потому что она видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью. Для того, чтобы работать с детьми, помогать им, развивать их, взрослые (педагоги, родители) должны в первую очередь изменить свои взгляды  на ребёнка и подходы, которые они применяют.

Во время  детских занятий педагог вмешивается в детские занятия, если это только необходимо. Взрослые  должны создавать окружающую среду, которая стимулирует развитие ребёнка, даёт  возможность самостоятельно изучать и исследовать мир вокруг. Задача взрослого понимать потребности в развитии конкретного ребенка. Развитие малышей в таком случае происходит естественным путем. Педагог, психолог наблюдает за интересами ребёнка  и в соответствии с этим, предлагает и придумывает занятия  и задания. А всего вокруг огромное множество!

Важно предоставить их в распоряжение ребёнка, показать, как с ними обращаются, и предоставить возможность действовать самостоятельно: взвешивать, сравнивать, пересыпать, ощупывать. Занятие с песком  или тестом может продолжаться целый день или полчаса, то есть  до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. На осваивание у каждого уходит разный период. Кто-то начинает читать через месяц, а кто-то ощупывает буквы целый год. “Помоги мне это сделать самому” – центральное понятие  педагогики Монтессори.  Именно поэтому ребёнок в возрасте до трёх лет проходит такой  огромный путь в развитии, на который взрослому требуются  десятки лет. И у каждого ребёнка свой путь в развитии. Монтессори – метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори – руководителей  с большим опытом работы.

Окружающая среда. Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает развить у детей  самостоятельно и естественно: внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Обучение по системе Монтессори – индивидуальное, оно основано на свободе выбора ребенком  дидактического материала, а так же времени его работы с ним и самостоятельном контроле над ошибками. Дидактические материалы для него лишь своеобразный ключ к миру.

Малыши могут свободно перемещаться по классу, выходить в коридор, выбирать себе место для занятий. Сами материалы для занятий привлекательны и интересны. Они просты в применении и малыш имеет возможность самостоятельно контролировать правильность выполнения заданий, без помощи взрослых. Что ещё очень важно, что ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам.  В группе занимаются детки разного возраста обычно от 2 до 6 лет.  Это помогает старшим учить малышей, а малышам  « подражать» старшим. Окружающая среда разделена на  зоны:

*Зона практической жизни.   С помощью материалов расположенных в этой зоне, ребенок учится следить за собой и своими вещами: пуговицы, кнопки, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки, молнии, рамки с застёжками. Детки могут так же переливать водичку, пересыпать крупу, полировать серебро  и многое другое.

*Зона сенсорного развития. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться со свойствами тканей.  То есть эта зона дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира.

*Зоны, развивающие умственные способности (их несколько): математическая, языковая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, которые  соответствуют  названию зон. Данные зоны могут быть дополнены зонами танцев, творчества, музыки и т.п.

Есть ли в Минске возможность, воспользоваться  системой Монтессори и на что следует обратить внимание?

Первое на то, что каждая Монтессори-группа , в своём роде индивидуальна, при внешнем сходстве и похожем оборудовании. Монтессори- метод имеет чёткий научный подход, определенную структуру, но гибок и открыт для индивидуальной интерпретации.  Поэтому каждая Монтессори- группа будет уникальна. От чего это зависит? От возможностей Монтессори- педагогов.  Поэтому, понаблюдайте за работой педагогов. Что они делают в группе? Как они общаются с детьми, как включают их в деятельность, какие задания и как предлагают, как общаются дети друг с другом,  есть ли дисциплина в группе.

Развивающая среда  обстановка обеспечивается только в специализированном детском саду или центре. Есть сады, которые полностью работают по этой методике, есть те, в которых встречаются группы по-Монтессори. В настоящее время, государственная программа, по которой работают ВСЕ дошкольные учреждения нашей страны- « Пралеска», поэтому в государственных структурах, получить развитие, по Монтессори, просто невозможно. Помните, что  Монтессори – педагог, очень высококвалифицированный специалист.  Поэтому, требует ещё  специального обучения и  подготовки.

В системе государственного образования это так же практически невозможно, в силу малого финансирования. Что остаётся? Педагоги, которые, самостоятельно изучают данную методику или проходят обучения за счёт собственных средств или за сёт компании, в которых они работают. Таких педагогов  единицы. Поэтому, скорее всего, как не печально, максимум что предложат для занятий Вам и Вашем малышу -это оборудованную Монтессори- материалом группу. Что ещё очень важно, что любая система должна иметь продолжение. Если  Монтессори-сады в нашей стране пытались открывать, то школ никогда не было и нет сейчас. Ребёнок-дошкольник, который занимался по системе Монтессори , не будет приспособлен для занятий в обычной школе.

Можно ли создать правильную среду дома? Конечно.  Как? Познакомится с  методикой и необходимым оборудованием. Это  можно сделать  по книгам, сайтам,  на специальных  курсах , благо их сейчас предостаточно.  Обучение рекомендую проходить в Сп- Петербурге или в Москве. Выбирать школу для обучения по методике Монтессори лучше исходя из опыта практической работы и квалификационной подготовке специалистов там работающих. Время работы такой школы должно быть минимум пять лет- семь лет. Оборудование можно  изготовить самим или закупить целым готовым комплектом.  Готовое оборудование достаточно дорогое.  Для организации зон дома нужно иметь достаточно пространства. И конечно, сами родители, должны постоянно учиться и развиваться.  Ну, нет ничего невозможного, особенно, когда мы говорим о развитии своих самых любимых и замечательных деток.

Смотрите также