Елена Бегунова, психолог, Директор ЧУП «Центр РОСТ»

Если в семье первоклашка. Выпуск 2

Как научить первоклассника общаться?

В нашем сегодняшнем выпуске мы поговорим об общении первоклассника с одноклассниками, о важность успешного вхождения ребенка в коллектив сверстников. Поскольку от характера межличностных отношений с одноклассниками, эмоционального состояния ученика зависит успешность его адаптации к школе.

Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:

  • неготовность к взаимодействию со сверстниками в новом виде деятельности;
  • неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;
  • плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;
  • достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.

Для преодоление этих трудностей у первоклассника необходимо сформировать:

  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности (желание работать вместе с одноклассниками, позитивные эмоции, уверенность в успехе);
  • адекватную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспех деятельности — своей или товарища;
  • адекватную положительную самооценку.

Исследования показывают, что успешная адаптация к коллективу, развитие коммуникативных навыков, а следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности на уроке и во внеучебное время. Использование с первых дней совместной деятельности на уроках (парной, групповой) и во внешкольной деятельности, в ходе которой первоклассники будут учиться взаимодействовать друг с другом, общаться, даёт замечательные результаты.

Работа в паре помогает каждому первокласснику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:

  • желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
  • умение презентовать себя — рассказывать о себе, о своих возможностях;
  • умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата предложенной задачи).

Обучение навыкам сотрудничества важно строить на доступном для ребят учебном материале; на знаниях, которые актуальны для них; на опыте, который знаком каждому.

Что поможет:

  1. Интерес родителей. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью ребенка, чаще задавайте ему вопросы: ” Как прошел сегодня день в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем ты сегодня играл?», ” С кем разговаривал на перемене?», «Как зовут твою соседку по парте? Чем она больше всего любит заниматься? Что больше всего любит делать?» и т. д.
  2. Совместная деятельность. Если ребенок подружился с  кем-то из одноклассников, постарайтесь организовывать совместную деятельность детей после школы: можно пойти вместе погулять в парк, чтобы поиграть в мяч; пригласить друга домой и собирать вместе конструктор, рисовать, организовать чаепитие; очень хорошо сплачивают детей совместные посещения театра, кино, музея.
  3. Уважение самостоятельности выбора. Доверяйте малышу самостоятельный выбор друзей! Ошибку совершают родители, которые говорят: «Какой хороший мальчик Никита! Постарайся подружиться с ним. А вот Алеша — драчун, не подходи к нему». Для развития навыков общения первокласснику необходимо уметь выстраивать межличностные отношения с разными детьми: общительными, малоразговорчивыми, тревожными, агрессивными, конфликтными и т. д. Не торопите первоклассника с выбором товарища. Помните, что в адаптационный период (который продолжается около двух до девяти месяцев) первокласснику непросто осваивать новые для него роли: «Я — ученик», «Я — член ученического коллектива». Ученику только предстоит найти свое место в коллективе сверстников. Каждый ребенок — индивидуальность, поэтому одному первокласснику удается быстро найти себе друзей, другому требуется время, чтобы «присмотреться» к товарищам, третьего устроит так называемое «камерное общение», т. е. у него будет один близкий друг, и только с ним ему будет комфортно.
  4. Бережное и уважительное отношение к личности ребенка, к его потребностям, интересам, дружеские манеры общения в семье, терпеливое выслушивание рассказов о школе помогают наладить, сохранить эмоционально-положительные отношения первоклассника с родителями и послужат примером для построения общения с одноклассниками. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми (на работе, с родственниками, в общественных местах — как Вы общаетесь, какой у Вас стиль взаимоотношений). Вспомните, каким ребенком, подростком были Вы, каким образом находили себе друзей, какие трудности испытывали в коллективе сверстников. Это поможет Вам отделять собственный эмоциональный опыт общения от индивидуального стиля отношений Вашего ребенка и не переносить свои проблемы на него.
  5. Понимание ситуации. У каждого человека, в том числе и у первоклассника, имеют место конфликты: «не уступают друг другу», «толкаются, дразнят, смеются над другими» — так описывают учителя конфликты между детьми. Ваша задача — научить своего малыша проговаривать эти ситуации: пусть ребенок поделится с Вами тем, что с ним произошло в школе. А затем Вы вместе смоделируете ситуацию конструктивного решения, выхода из нее. Хотя решение будет только воображаемым, но, во-первых, первоклассник выразит свои чувства, т. е. снимет эмоциональное напряжение; во-вторых, он будет видеть Ваше участие в его проблеме и приобретет опыт разрешения конфликта.
  6. Положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребенком каждому положительному моменту общения с одноклассниками. Например, Ваш ребенок рассказал о том, как он помог своему товарищу, например, поделился своей ручкой на уроке, преодолел страх перед выступлением у доски. Активно выражайте свои чувства: «Молодец!», «Как же я рада, что…», «Мне так приятно слышать о…», «Я горжусь тобой, потому что…» — и т. д.
  7. Общение с учителем. Важно поддерживать положительный настрой и уважительное отношение к педагогу. Все вопросы обсуждайте в отсутствие ребёнка. Старайтесь все сложные ситуации, если таковые возникают, спокойно проговаривать и решать с педагогом не накапливая их, а также раздражение с ними связанное.

Советы для работы с первоклассником

  1. Ваша задача — с первых дней школьной жизни узнать, чем больше всего интересуется ребенок.
  2. Необходимо теплое общение в семье. Все это поможет понять причины эмоциональных состояний первоклассника.
  3. Чаще хвалите ребенка, много общайтесь персонально, подбадривайте, включайте невербальные формы общения (дотроньтесь, приласкайте).
  4. Желательно, ученик имел доброжелательного, общительного соседа по парте.
  5. Рассказывайте об успехах ученика, создавайте оптимистический настрой.

 

Смотрите также