Елена Бегунова, психолог, директор ЧУП «Центр РОСТ»

В прошлом номере мы с Вами, уважаемые родители, говорил о том, как сделать так, чтобы адаптация первоклашки прошла максимально комфортно.  Мы продолжаем.

И если вы заботитесь о том, чтобы ваш малыш — первоклассник быстро адаптировался в школе, с интересом и удовольствием учился, то роль своеобразного ” школьного треугольника» родитель- ребёнок- учителя в этом трудно переоценить. Именно такого союза, поскольку только совместными усилиями вы достигните максимальных результатов. А это значит, что вы должны обратить внимание на то, как и какие отношения складываются у вас и вашего ребенка с учительницей с самых первых дней. На этом этапе закладывается отношение ребенка не только к школе, но во многом и к жизни в целом. Каким же должен быть такой союз? Предлагаю рассмотреть участников.

Учитель. Конечно, он должен иметь специальное образование. Но в первую очередь он должен любить деток и свою работу. Как это можно понять? Понаблюдайте за поведением педагога, его взаимоотношениями с детьми, родителями. Огромным показателем является наличие традиций класса, совместных мероприятий, совместных походов в театры, музеи, выставки. Ключевое слово- СОВМЕСТНЫХ. То есть, когда в этих мероприятиях принимают участие семьи в полном составе: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрички и братики. Когда школьная жизнь проживается одной семьёй. Если педагог смог сплотить вокруг себя такой коллектив- это просто замечательно!

Профессионализм педагога- это и то, каких результатов и как достигают его ученики. Здесь важно всё: владение предметами, подготовка дополнительного материала, использование разных подходов, и самое главное учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Любой учебный материал можно преподнести так, что его запомнит каждый ученик. Как это может произойти? Когда ребёнку интересно! Когда с каждым из учеников налажен контакт.

Любой педагог-это в первую очередь человек, со своими особенностями, слабостями. К тому большинство педагогов- женщины. Им хочется хорошо выглядеть и слышать комплименты, помимо рабочих обязанностей, у них есть семьи, дети, личная жизнь вне школы. Относитесь к этому с пониманием.

Родитель. В первую очередь -это союзник педагога. Ваша задача совместными усилиями помочь ребёнку адаптировать к школьной жизни и учебной деятельности. Очень важно обсудить ваши взгляды на эти процессы со всеми членами семьи и педагогом. Они должны совпадать. Если требования будут разными, то всем: родителю, учителю, ребёнку будет очень трудно.

Вы- активный участник школьной жизни. Ожидание того, что педагог и ребёнок всё сделают сами нельзя. Результатов, не будет, если сам не прикладываешь усилий.

Поведение в конфликтных ситуациях.

Большинство учителей младших классов — терпеливые, понимающие, умеющие держать дисциплину в классе и в то же время любящие детей. Но, к сожалению, если случилось, по-другому: вы видите, что ваш ребенок стал нервным, раздражительным, плохо спит, не хочет в школу, теряет веру в свои силы — и вы связываете это с поведением учителя. Как тут быть? Конечно же, разговаривать и совместными усилиями искать выход из создавшейся ситуации. Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и вы, как родитель, должны ему показать, как это делать цивилизованным путем.

Прежде всего, нужно выяснить причину и проверить: может, учитель просто плохо знает вашего ребенка? В таком случае полезно, чтобы родители часто ходили в школу и узнавали, как у ребенка дела и рассказывали о его особенностях. Причем не только на родительские собрания, но и в другие дни, когда учитель посвободнее. Надо поговорить с ним, установить теплые отношения. Педагогу всегда приятно, когда родители проявляют интерес к школе. Обычно такое внимание родителей вызывает ответный интерес и внимание учителя к ребенку.

В случае, если вам показалось, что, возможно, учитель испытывает неприязнь к ученику, надо попробовать мягко поговорить с ним, рассказать, что ребенок и вы переживаете за эту ситуацию. Обычно результат достигается довольно быстро, и отношения смягчаются.

Если учитель считает, что у вашего ребенка специфические трудности в учебе, вам надо сходить к психологу, который выяснит, так ли это, и даст необходимые рекомендации. Выслушав советы специалиста, подойдите опять к учителю и поговорите в примирительной манере.

Но может быть и так, что трудности ребенка — реакция на учителя. Нужно аккуратно, не организовывая собраний и не настраивая никого против учителя, узнать мнение других родителей, чтобы убедиться, верно, ли ваше восприятие. Не торопиться с выводами, и помните, что в результате «выяснения отношений» с учителем больше всего теряет ребенок. Ему всегда плохо, если родители не могут договориться со школой.

В случае, если вы убеждаетесь, что ситуация неисправима, надо подумать о переводе в другой класс или даже в другую школу — это зависит от тяжести ситуации. Но, конечно же, это- крайняя мера, а из каждой ситуации, есть очень много выходов. Постарайтесь их находить. Успехов Вам и Вашим деткам.

Смотрите также